Недавно мы публиковали несколько материалов, связанных с дачей К. И. Чуковского недалеко от Репинских "Пенат". Сегодня - более подробная информация об этой даче.
Если "Пенаты" И. Е. Репина находились в самой Куоккале (ныне п. Репино), то дача Корнея Ивановича Чуковского, хоть и была наискосок от "Пенат", но относилась уже к деревне Оллила (п. Солнечное). А Оллила административно входила в Куоккалу, такая вот путаница.
Первоначальной владелицей участков в этом месте была предпринимательница Йоганна-Аннета-Луиза Георгиевна Дальберг. Ее муж Дидрих Дальберг (1837/38 —1892 СПб), Ревельский купец , основатель и владелец мастерской, мануфактурного магазина и торговой фирмы по изготовлению и продажа белья, шерстяных и трикотажных изделий, ниток на Гороховой ул., 16. После смерти мужа Йоганна Георгиевна возглавила семейное дело, около 1898 г. передала его сыну Генриху, а сама сосредоточилась на дачных и земельных вопросах, сдавала в аренду и продавала дачи петербургской публике. Она и оба ее сына владели многочисленными домами и участками в Терийоках, Ялкале и других дачных местах. На границе Куоккалы и Оллилы ей принадлежал участок 1-12 размером 2 га, из которого она продала Петру Бартмеру участок 1-45, и Чуковскому участок 1-238.
Участок Чуковского Kultaranta («Золотой берег») получился необычной формы, с собственными подъездной аллеей и пляжем. Уговорил Чуковского купить дачу И. Е. Репин. Он же дал на эту покупку денег. 29 июня 1912 г. Мария Борисовна (Корнейчукова-Чуковская) взяла у Натальи Борисовны Нордман 4 тысячи рублей в долг (расписка сохранилась в архиве Академии художеств СССР) с обязательством вернуть их «по частям, без ограничения времени, по 4 % в год, по возможности». Чуковский приписал на этом документе: «Вышеизложенный долг моей жены я также признаю. Николай Корнейчуков». Примерно в то же время Мария Борисовна взяла у Репиных еще тысячу. С долгами Чуковские расплатились через несколько лет: тысячу Мария Борисовна вернула в 1916 году, четыре тысячи выплачивали по частям. На цитированной выше расписке есть репинская надпись: «Большая часть этого долга, а может быть, и весь, внесен Корнеем Ивановичем в Питере, дочери моей Вере. По справке я запишу. Илья Репин. 1919 г.».
С Репиным Чуковские расплатились полностью, а вот со строительными подрядчиками возникли проблемы. Пришлось вмешаться Репину, отправившему 24 мая 1913 г. Чуковскому записку следующего содержания: "Дорогой Корней Иванович Когда Вы строились в прошлом году, то просили, чтобы во избежание постоянных мелких трат у М. Н. Галкина, Вам верили бы в долг, и для этого в виде рекомендации была дана Галкину моя карточка с рекомендацией, что Вы плательщик надежный. Теперь он в отчаянии, что Вы не платите (отказываетесь!) Подумывает о суде. Начнет ведь и меня торкать (…) с полицией (…) продавать Вашу дачу. Неприятности огромные, и я удивляюсь, неужели Вы при очень хорошем заработке, не можете хоть по частям, хоть по сту рублей, как обещали (нрзб). Теперь приказчик у меня. Ваш Ил. Репин."
Но, вероятно, все разрешилось благополучно. Лидия Корнеевна Чуковская описывала дачу так: «С двух сторон наше поместье отделено было от соседей забором, с третьей стороны – водою ручья, с четвертой, от берега моря, его не отделяло ничего»... «сосново-еловый перелесок»... «а сад, собственно, только возле крыльца: одна клумба, да две посыпанные песком дорожки, да грядка настурций вдоль веранды».
Однако, с этой дачей у Чуковского были и другие неприятности. Через художницу Е. А. Киселёву К. И. Чуковский познакомился с ее бывшим мужем Н. А. Перевертанным-Черным. Позднее сам Чуковский характеризовал его так: "... лентяй, паразит, ничего не читающий, равнодушный ко всему на свете, - кроме своего автомобиля, ногтей и пробора...". Тем не менее, когда в 1917 г. Чуковский с семьей переезжает с дачи в Петроград, он оставляет доверенность на дачу и имущество именно Н. А. Перевертанному-Черному. Эта неосмотрительность дорого ему обошлась. Перевертанный-Черный продал за 11 тысяч финских марок всю мебель и обстановку дачи Чуковского, а деньги использовал, в основном, для содержания, а затем пышных похорон своей собаки Торы.
Дача Чуковского сгорела в середине 1980-х гг. На ее фундаменте сейчас построен ресторан "Токио-Сити".
Подробнее о даче К. И. Чуковского у нас в справке - https://terijoki.spb.ru/photos/index.php?/category/3270
#старыедачи #Чуковский #Репин #Куоккала #Kuokkala #Оллила #Ollila #Репино #Солнечное